30 октября прошёл городской семинар «Создание электронных пособий и приёмы их использования в учебно-воспитательном процессе».
О сколько нам открытий чудных
готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных...
Китайские мудрецы говорили, что если не делиться накопленными знаниями, то новые знания к человеку не придут: всё равно, что лить воду в полный сосуд. Памятуя об этом, учителя школы № 4 продолжают цепь семинаров по распространению своего опыта работы в школе. 30 октября 2008 года прошёл четвертый семинар в стенах школы под названием «Создание электронных пособий и приёмы их использования в учебно-воспитательном процессе».
На семинаре разговор шёл о разнообразных формах работы на уроке, в которых могут быть применены компьютерные технологии. Чтобы не быть голословной, сразу буду приводить примеры по ходу семинара. Первой выступала учитель русского языка и литературы Н.Ю. Иванищева. Она рассказала об уроке литературы, который был проведён в 6-ом классе в прошлом году по произведению А.С. Пушкина «Повести Белкина». Компьютерная презентация полностью заменила школьную доску. Можно сказать, что это было похоже на использование электронной доски. На различных этапах урока на экране появлялись литературные термины, портреты самого А.С. Пушкина и его окружения, фотографии села Болдина, тесты и многое другое. Фоном служила великолепная музыка Г.Свиридова, написанная как раз по этому произведению. Благодаря экрану урок получился насыщенным и эстетически выдержанным.
Вторым выступающим была И.В. Гашнёва, заместитель директора по УВР и учитель русского языка и литературы. Она поделилась находками, которые вместе со старшеклассниками обрела в процессе работы над аудиопособиями к урокам литературы в 10-11 классах. Суть метода: полюбившийся художественный текст читается и записывается учениками с помощью специальных компьютерных программ, звучание обрабатывается, улучшается качество записи, подбирается музыкальное сопровождение, накладывается вместе с текстом, оттеняя его. И всё это, как вы понимаете, углубляет восприятие учащихся художественного слова, несёт дополнительную пользу в эстетическом и культурологическом плане. Безусловно, такой вид работы заслуживает внимания.
Но вот оратор за кафедрой меняется. Учитель русского языка и литературы Т.П. Соколова и ребята из десятого класса приглашают слушателей семинара на виртуальную литературную экскурсию по лермонтовским и шукшинским местам. Как сейчас говорят, в режиме on-line мы побывали в Тарханах, Пятигорске, Сростках. Фотографии домашнего интерьера меняли картины природы. Литературная экскурсия на уроке, бесспорно, беспроигрышный учительский приём, а в купе с электронной презентацией - просто чудо.
А далее в разговор вступает, казалось бы, далёкий от литературы педагог - В.А. Корзухина, учитель физики. Немного найдётся людей, которые могут сказать, что физика - легкий предмет для изучения в школе, особенно для учеников гуманитарной направленности. Вот для таких детей учитель Валентина Александровна придумала использовать отрывки из художественной литературы в качестве иллюстраций при изучении физических явлений. В качестве союзника своего метода она берёт академика АН СССР, лауреата Нобелевской премии Л.Д. Ландау, который говорит: «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика, если хотите - выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства, - плохой физик». Таким образом, учитель помогает ребятам-гуманитариям проникнуть в тайны физики, ребятам-технарям постичь красоту и объективность художественного слова гениев литературы. И это необходимо делать, потому что «чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука более художественной. Расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на
лизировать с физической точки зрения некоторые места в этом произведении.
льность.иваться определенных методически вершине», - так считает французский писатель Г. Флобер.
Компьютер может быть помощником не только на уроке, но и во внеурочной деятельности. Вот об этом и рассказала Е.М. Бычкарь, заместитель директора по УВР. Она рассказала о том, как электронные презентации замечательно послужили иллюстрациями во время проведения Дня толерантности в прошлом году. В нашей школе стало доброй традицией проведение в ноябрьские дни «Фестиваля многонациональных культур». К этому мероприятию каждый класс готовит рассказ о каком-либо народе, национальности, готовит номер художественной самодеятельности, кулинарное блюдо. Электронная презентация очень помогает ребятам раскрыть заявленную тему: можно показать всевозможные фотографии с архитектурными памятниками, с национальными костюмами, эпизодами праздников и т.д. - транслируя отобранный материал на большую аудиторию. Увидеть мир во всём многообразии, сравнить, в чём народы похожи, а в чём отличаются. Всё это способствует развитию толерантности у школьников.
А следующий участник - Н.Ю. Иванищева - добавила информацию в общую копилку о компьютерных презентациях. Она рассказала о проведённых литературных гостиных и показала фрагменты из них. Раньше, чтобы получить необходимый эффект, необходимо было запасаться большим арсеналом технических средств. Сейчас компьютер заменил всё: источник большого объёма информации, аудио- и видеотранслятор, кроме того, инструмент для создания всевозможных документов. Наталья Юрьевна продемонстрировала свои электронные учебники, созданные в помощь ученикам для самостоятельной работы. А также показала ежемесячные школьные газеты, созданные в программе Adobe InDesign. Это выступление словно бы подводило черту, становясь выводом текущего семинара - на сегодняшний момент современное обучение немыслимо без компьютера.
Вот так учителя школы № 4 пытаются не отстать от молодого поколения компьютерных гениев, приглашая их вместе совершенствоваться в процессе взаимного обучения.
Н.Ю. Иванищева,
учитель русского языка и литературы