29 ноября, на каникулах, пока дети отдыхают от ежедневных уроков, учителя могут немного времени уделить своему самообразованию.
Руководствуясь именно такими рассуждениями, Матовникова С.В., завуч-методист, и Шехтман Ирина Вячеславовна, психолог, методист ресурсного центра, решили провести семинар-тренинг «Взаимодействие в команде». Ирина Вячеславовна специализируется на работе с педагогическими коллективами, и в школу № 4 она приходит уже не первый раз.
Несколько лет назад, работая в стенах одного учреждения, являясь членом большого коллектива, сотрудники не обращали внимание на то, что они - часть единого целого. Старались не замечать, что работа каждого направлена на решение одной общей задачи, долгое время жили с мыслью о том, что каждый сам несёт ответственность за свои поступки, но когда возникала проблема или случался провал, старались обвинить кого угодно, только не себя.
В дни школьных каникул в стенах нашей школы прошёл семинар-тренинг, посвящённый проблеме умения работать в команде. Должна признаться, что когда услышала тему семинара, в голове промелькнула довольно скептическая мысль: «Какая команда? Каждый делает свою работу самостоятельно. Зачем я должна вникать в проблемы и трудности своих коллег?» Я, также как многие, думала, что присутствие другого человека только препятствует эффективности работы, отнимая лишнюю энергию. В современном деловом мире термин «команда» сейчас очень моден, он определяет, что существует некая автономная, самостоятельная группа профессионалов, способная эффективно решать насущную проблему. Ирина Вячеславовна рассказала нам, что, оказывается, работа в такой группе обусловлена менталитетом участников. Например, в западных странах члены команды работают сообразно правилам и законам, принятым в обществе; следование традициям определяет весь стиль общения внутри восточного коллектива; в команде русских на первое место ставятся, конечно, нравственные и духовные ценности. Если не налажено эффективное взаимодействие, тогда это не команда. Доля ответственности распределена поровну на всех участников процесса: точно также как, если вы хотите качественно и быстро распилить дрова двуручной пилой, вам придётся вкладывать силы столько же, сколько ваш напарник по работе.
Одним словом, после занятия я поняла, что работа в одиночку не может принести ожидаемого результата, так как она не может быть максимально результативной. Иногда перед нами жизнь ставит такие задачи, которые решить в одиночку просто не возможно, и в этот момент мы начинаем ценить любую помощь со стороны. Как говорится: «Вместе недужно, а врозь - хоть брось». В дополнении следует сказать, что эффективный результат зависит от общей работы, от общего доверия друг другу.
Идея совместной работы заключается не в том, чтобы вставлять палки в колеса друг другу, а чтобы подставить плечо товарищу по команде для дальнейшего профессионального роста. Если вместе взяться, то сложная задача способна превратиться в увлекательную игру, которая доставит массу удовольствий, где никто не почувствует себя лишним, ущемлённым. Так давайте же учиться работать командой! Быть единым целым! Тогда мы сможем достичь своей цели гораздо быстрее и с оптимальным результатом.
Пешкова Е.В., учитель русского языка и литературы